Главная / Образование / До школы / Образованных станет меньше? Или к чему может привести запрет на поступление в вуз без ЕГЭ

Образованных станет меньше? Или к чему может привести запрет на поступление в вуз без ЕГЭ

Школьники уже вовсю готовятся к ЕГЭ. А кто-то принимает решение уйти после 9 класса в колледж, чтобы не испытывать стресс от предстоящих экзаменов и не тратить 2 года на подготовку и репетиторов. Между тем Минобрнауки в конце 2024 года поддержали внесенный в Госдуму законопроект, который запрещает выпускникам колледжей поступать в вузы без ЕГЭ на непрофильные направления. Если закон будет принят, он кардинально изменит судьбу тысяч абитуриентов. Эксперты прогнозируют массовый отказ от высшего образования со стороны выпускников ссузов.

Разгрузить колледжи

ЕГЭ как инструмент для объективной оценки знаний появился в начале двухтысячных, но по сей день подвергается критике и изменениям. Сегодня ЕГЭ — основной способ для поступления в вузы для школьников. А вот выпускникам колледжей для зачисления на любую специальность разрешено сдавать внутренние вступительные экзамены.

«Из-за этого фиксируется немало случаев, когда абитуриенты поступают в колледж не для того, чтобы получить азы профессии, а чтобы потом поступить в университет в обход ЕГЭ на совершенно другое направление подготовки», — уточнили в Минобрнауки.

Только за последние четыре года число выпускников колледжей, которые решили продолжить обучение в университете после получения диплома СПО, выросло почти в полтора раза — с 132 844 человек в 2020 году до 197 932 в 2024-м.

Если закон одобрят и 1 сентября 2025 года он вступит в силу, выпускники колледжей смогут поступать на базе вступительных экзаменов только на ту же (или похожую) специальность, на которую ранее обучались в колледже.

«На мой взгляд, законопроект не имеет цели усложнить жизнь студентам ссузов, лишить их возможности сменить специальность, если после 9 класса они поступили не туда. Наоборот, это позволит осознанно подойти к выбору будущей профессии, поступить в вуз на равных условиях со школьниками», — считает Полина Щербакова, методист по русскому языку «Онлайн-школы №1».

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Виттория Идрисова разделяет мнение сторонников инициативы — для поступления на другую специальность нужно подтверждать знания в этой области.

«Законопроект позволит выстроить понятную многоуровневую систему подготовки специалистов. У абитуриентов будет четкая образовательная траектория. Некоторые из них примут решение остановиться на среднем специальном образовании. Другие будут углублять свои знания в рамках вузовской подготовки, и компетенции таких профессионалов будут еще выше за счет базы, полученной в колледже», — уверена Виттория Идрисова.

Лишат возможности выбора

Студенты и абитуриенты видят в этом не просто проблему, а огромное препятствие. Антон Ткачев, студент Воронежского аграрного университета, вспоминает, что почти все его одноклассники поступили в колледж после девятого, чтобы избежать ЕГЭ. И если они решат получить новую профессию в вузе, для них это обернется огромным стрессом.

«Эта инициатива лишит людей права выбирать свой путь. Да, ЕГЭ сложно сдавать. Но подготовиться к нему проще, пока учишься в школе, чем после колледжа, когда школьные знания уже забылись. Получается, всем придется оставаться до 11-го. А кто тогда будет учиться в колледжах?», — говорит Антон Ткачев.

С этим мнением согласна и Ольга Ворона, заместитель директора по учебной работе Колледжа Министерства иностранных дел. Она считает, что для детей это двойной стресс: сначала защита диплома СПО, затем ЕГЭ для поступления. Многие ребята попросту могут отказаться от высшего образования, не справившись с подготовкой. Тогда как в современных реалиях лучше иметь два разнопрофильных образования.

«Если в колледже дается высокий уровень образования, то поступать по тому же направлению в вуз просто нерационально. Например, мы готовим документоведов. И логично будет им получить управленческую какую-то специальность в вузе, чтобы из секретаря вырасти в управленца, а не тратить еще несколько лет на то, что они уже изучали в колледже», — говорит Ольга Ворона.

Две стороны вопроса

Анализируя слова экспертов сферы образования, можно выделить ряд недостатков и преимуществ рассматриваемой инициативы.

Плюсы законопроекта

1. Качество подготовки. Колледжи будут стараться повышать качество образования, чтобы на равных конкурировать с вузами.

2. Универсальность ЕГЭ. Этот формат станет стандартом для всех.

3. Снижение нагрузки на вузы. Упростится отбор абитуриентов.

Минусы законопроекта

1. Увеличение стресса и нагрузки. Выпускникам колледжей придется готовиться не только к защите диплома, но и к ЕГЭ.

2. Снижение интереса к высшему образованию. Многие могут отказаться от продолжения учебы, чтобы не сдавать ЕГЭ.

3. Ограничение выбора. Студенты, решившие сменить направление, столкнутся с трудностями.

Почему все так боятся ЕГЭ?

Роман Шеренков, методист по истории и обществознанию «Онлайн-школы №1» считает, что страх перед ЕГЭ зародился из-за непринятия взрослыми новой для них системы оценки знаний. Отрицание переросло в страхи и транслируется школьникам.

«Дети начинают бояться ЕГЭ еще в средней школе. Часто это результат негатива со стороны семьи, школы и СМИ. Все вокруг транслируют детям страх перед ЕГЭ, что формирует у них негативное отношение к экзамену. Принятие закона только усилит тревогу у выпускников, ведь они потеряют одну из альтернатив», — считает Роман Шеренков.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

10 продуктов, которые стоит добавить в рацион, чтобы улучшить здоровье зубов и десен

Физическое здоровье человека, в том числе и состояние зубов, напрямую связано с пищевыми предпочтениями. Некоторые …